Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Франция, будучи родиной готического костюма, медленно отказывалась от средневековой традиции, но и она на протяжении XV века переходит от готической вычурности к более спокойным и плавным формам. После военных походов французских королей в Италию в первой четверти XVI века французский двор увлекается всем итальянским (см.Пояса Италии эпохи Возрождения) (Рис. 1). Верхняя одежда становится объемной со свободно лежащими складками. Все это сочетается с немецкой модой на узкие разрезы (Рис. 2, Рис. 3). Однако во французском костюме долго сохранялся готический прием асимметрии цвета и декора, причем он распространялся и на пояса (Рис. 4).
Рис. 5
Под влиянием испанской моды в 1520-1550-е годы в мужском придворном костюме исчезает декольте, вводится стоячий воротник и становится обязательным каркасный костюм – пурпуэн (см.Пояса Испании эпохи Возрождения). Однако во французской интерпретации каркасный костюм все же сохраняет мягкость силуэта и элегантность. Портупейный ремень крепится к основному поясу. Небольшие пряжки не нарушают линии краев ременной полосы (Рис. 5).
Рис. 6
Рис. 7
На рубеже XV-XVI веков французский женский костюм имел компактные спокойные очертания. Был популярен пояс из витого золотого шнура или цепи, конец которого прямо от пряжки спускался спереди почти по всей длине юбки (Рис. 6). В начале XVI века под влиянием Италии женский костюм становится более объемным. Но французская любовь к стройной фигуре не позволит этой моде продержаться слишком долго, и уже в 20-е годы XVI века появляется интерес к испанскому каркасному костюму, состоявшему из юбки на металлических обручах («вердугас», по-французски «вертюгаль») и лифа на каркасе с металлическими деталями («баскин»). Парижским нововведением были разрезные полы верхнего платья («роб») расходящиеся спереди треугольником с тем, чтобы из-под них виднелась гладкая юбка нижнего платья («котт»). Это привносило в строгий испанский костюм ноту французской пикантности и изящества. Художественное решение костюма слагалось из интригующего контраста гладкой ткани верхнего платья и узорчатой ткани нижнего платья. Стройность фигуры подчеркивала свешивавшаяся с ювелирно выполненного пояса длинная ажурная цепь, отделанная драгоценными камнями (Рис. 7).
В 80-е годы XVI века ясная гармония женского костюма сменяется нагромождением сильно увеличенных деталей. Острый угол лифа («шнип») вместе с валиками на бедрах располагают наклонно. Благодаря рукавам в форме окорока на каркасе из ивовых прутьев силуэт приобретает излишне вычурные очертания. Длинный и острый угол лифа более не огибается поясом, который теперь не нужен даже в декоративных целях. Костюм становится громоздким и неудобным; он скрывает как недостатки фигуры, так и ее достоинства. Ведомый жаждой новизны и аристократическим чванством, французский двор выходит за пределы не только здравого смысла, но и вкуса.